7.1.1. Опасные грузы должны перевозится только
специализированными, специальными или специально оборудованными для этих целей
транспортными средствами, изготовленными в соответствии с нормативными
документами и отвечающими установленным требованиям.
7.1.2. Транспортные средства, осуществляющие перевозки опасных грузов, должны
быть зарегистрированы в установленном порядке.
7.1.3. Вновь изготавливаемые специализированные и специальные транспортные
средства должны иметь одобрение типа транспортного средства с указанием
разрешенных к перевозке на данном транспортном средстве опасных грузов.
7.1.4. Допуск к перевозке опасных грузов переоборудованных (дооборудованных)
транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке, осуществляется
в соответствии с Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию
транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации.
7.1.5. Требования к транспортным средствам, используемым для перевозки опасных
грузов, их дополнительному и технологическому оборудованию, техническому
состоянию и комплектности приведены в Правилах дорожного движения Российской
Федерации, Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и
обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения,
Правилах по проведению работ в системе сертификации механических транспортных
средств и прицепов, ДОПОГ, ГОСТ 21561-76, ГОСТ Р 50913-96, ГОСТ Р 41.105-99.
7.1.6. Для перевозки опасных грузов в упаковках, изготовленных из чувствительных
к влаге материалов, должны применяться закрытые или крытые тентом транспортные
средства.
7.1.7. Транспортные средства, зарегистрированные в Российской Федерации,
допускаются к перевозке опасных грузов после получения свидетельства о допуске
транспортного средства к перевозке опасных грузов.
Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов
выдается подразделениями ГИБДД МВД России по месту регистрации транспортного
средства после его технического осмотра.
Срок действительности указанного свидетельства не может превышать срок
проведения очередного государственного технического осмотра транспортного
средства, установленного Правилами проведения государственного технического
осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного
движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
При допуске к перевозке автоцистерн, съемных цистерн, транспортных
средств-батарей, контейнеров-цистерн обязательно проведение периодических
проверок корпуса цистерны и технологического оборудования. Порядок проведения
периодических проверок определяется МВД России.
На транспортные средства, осуществляющие внутренние перевозки выдается
свидетельство о допуске транспортного средства к внутренним перевозкам опасных
грузов (приложение № 9 к Правилам).
Некоторые типы транспортных средств, осуществляющих международные перевозки и
указанные в пункте 7.2.5. Правил, должны иметь свидетельство о допуске
транспортного средства к международным перевозкам опасных грузов (приложение №
10 к Правилам), выданное в стране регистрации транспортного средства.
Транспортное средство, зарегистрированное в Российской Федерации и допущенное к
международным перевозкам опасных грузов, допускается также к внутренних
перевозкам.
7.1.8. Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных
грузов, выданное компетентной организацией иностранного государства, признается
действительным в течение указанного в нем срока.
7.2.1. Закрытое или крытое тентом транспортное средство должно
иметь прочный без щелей кузов. Для внутренней обшивки кузовов транспортных
средств, используемых для перевозки взрывчатых материалов и
легковоспламеняющихся веществ должны использоваться материалы, не вызывающие
искр, или имеющие покрытия из таких материалов. Деревянные детали должны иметь
огнестойкую пропитку. Двери должны оборудоваться замками. В качестве тента
должен использоваться прочный к разрыву, непромокаемый и трудновоспламеняющийся
материал. Тент должен быть хорошо натянут, перекрывать борта кузова
транспортного средства со всех сторон не менее чем на 200 мм и удерживаться в
этом положении с помощью фиксирующего устройства.
7.2.2. Транспортное средство-цистерна и транспортное средство-батарея должно
быть оснащено с задней стороны по всей ширине цистерны задним защитным
устройством по ГОСТ 29120-91. Расстояние между задней стенкой цистерны и задней
частью заднего защитного устройства должно составлять не менее 100 мм (это
расстояние отмеряется от крайней задней точки стенки цистерны или от выступающей
арматуры, соприкасающейся с перевозимым веществом). Заднее защитное устройство
не требуется для транспортных средств с цистерной-самосвалом с разгрузкой через
заднюю стенку, предназначенных для перевозки порошкоообразных или
гранулированных веществ, если задняя арматура корпуса цистерны позволяет
обеспечить такую же защиту корпуса, как и бампер.
7.2.3. Трубопроводы и вспомогательное оборудование цистерн, установленные в
верхней части резервуара, должны быть защищены от повреждений в случае
опрокидывания. Такая защитная конструкция может быть изготовлена в форме
усиливающих колец, защитных колпаков, поперечных или продольных элементов, форма
которых должна обеспечить эффективную защиту.
7.2.4. Транспортные средства, используемые для перевозки взрывчатых материалов;
автоцистерны, транспортные средства-батареи, транспортные средства для перевозки
контейнеров-цистерн вместимостью свыше 3000 л для легковоспламеняющихся веществ,
а также открытые, крытые тентом и закрытые транспортные средства, используемые
для перевозки навалом/насыпью легковоспламеняющихся веществ, должны отвечать
следующим требованиям:
- труба с глушителем системы выпуска отработавших газов должна быть выведена
перед радиатором. Если расположение двигателя не позволяет произвести такое
переоборудование, то допускается ее выводить в сторону вне зоны кузова или
цистерны и топливной коммуникации с обязательной установкой на глушитель
искрогасителя. Части системы выпуска отработавших газов, расположенные
непосредственно под топливным баком, должны быть удалены от него не менее чем на
100 мм или отделены от топливного бака теплозащитным экраном;
- топливный бак должен быть оборудован металлическими щитками со стороны
передней и задней стенок, а со стороны днища - металлической сеткой с размером
ячейки 10х10 мм. Расстояние от топливного бака до щитков и сетки должно быть не
менее 20 мм;
- транспортные средства, оборудованные агрегатами, нагревающимися при
эксплуатации и расположенными за задней стенкой кабины (двигатель, трансмиссия,
тормоз-замедлитель), должны быть оснащены надежно закрепленным теплозащитным
экраном, установленным между этими агрегатами и цистерной или грузом,
позволяющим избегать любого, даже локального, нагрева стенок цистерны или груза.
Теплозащитный экран должен защищать указанные агрегаты от любых, даже аварийных
утечек или выбросов перевозимого груза;
- вспомогательный прибор для отопления кабины должен быть надежным с позиций
пожарной безопасности и размещен спереди от задней стенки кабины. Если указанный
прибор установлен за задней стенкой кабины, то он должен быть отделен от
цистерны или груза защитным экраном. Отопительный прибор должен быть защищен
кожухом, исключающим любое прикосновение к его нагретым поверхностям и выхлопной
трубе;
- номинальное напряжение электрооборудования не должно превышать 24В;
- электропроводка должна быть надежно закреплена и хорошо защищена от
механических и термических воздействий, состоять из проводов, предохраняемых
бесшовной оболочкой, не подвергаемой коррозии, и должна быть рассчитана таким
образом, чтобы полностью предотвратить ее нагревание;
- все электрические цепи (кроме цепей аккумуляторная батарея - система холодного
запуска и остановки двигателя; аккумуляторная батарея - генератор; генератор -
блок плавких предохранителей или выключателей; аккумуляторная батарея - стартер
двигателя; аккумуляторная батарея - корпус системы включения износостойкой
тормозной системы; аккумуляторная батарея - электрический механизм для подъема
оси балансира тележки) должны быть защищены плавкими предохранителей (заводского
изготовления) или автоматическими выключателями;
- выводы аккумуляторной батареи должны быть изолированы или закрыты изолирующей
крышкой, Если аккумуляторные батареи расположены не под капотом двигателя, то
они должны находиться в вентилируемом отсеке.
- транспортное средство должно иметь выключатель для отсоединения аккумуляторной
батареи от электрической цепи, который должен быть расположен как можно ближе к
аккумуляторной батарее. Один привод выключателя (прямой или дистанционный)
должен находиться в кабине водителя, другой - снаружи транспортного средства.
Они должны быть легко доступными и четко различимыми. Привод выключателя,
расположенный в кабине водителя, должен находится в непосредственной близости от
водителя, сидящего на водительском месте. Он должен быть защищен от случайного
срабатывания. Выключатель должен быть таким, чтобы его контакты могли
размыкаться при работающем двигателе, не вызывая при этом опасных перегрузок
электрической цепи. Срабатывание выключателя не должно быть сопряжено с риском
возникновения пожара во взрывоопасной среде;
- лампы накаливания не должны иметь резьбовые цоколи;
- внутри кузовов транспортных средств не должно быть наружных электропроводок, а
электролампы освещения, находящиеся внутри кузова, должны иметь прочную
оградительную сетку или решетку.
7.2.5. Транспортные средства, используемые для международных перевозок отдельных
классов опасных грузов, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.105-99 и
ДОПОГ и имеют следующие обозначения:
Тип EX/II | Транспортные средства, предназначенных для перевозки взрывчатых веществ; |
Тип EX/III | Транспортные средства, предназначенных для перевозки взрывчатых веществ; |
Тип FL | Транспортные средства, предназначенных для перевозки жидкостей с температурой вспышки не выше 61°С, дизельного топлива, газойля и легкого печного топлива (идентификационный № ООН 1202) или легковоспламеняющихся газов в контейнерах-цистернах вместимостью более 3000 л, в автоцистернах или съемных цистернах, и транспортные средства-батареи вместимостью более 1000 л, предназначенных для перевозки легковоспламеняющихся газов; |
Тип ОХ | Транспортные средства, предназначенных для перевозки веществ класса 5.1 (идентификационный № ООН 2015), в контейнерах-цистернах вместимостью более 3000 л, автоцистернах или съемных цистернах; |
Тип АТ | Транспортные средства, не относящихся к типам FL, OX, предназначенных для перевозки опасных грузов в контейнерах-цистернах вместимостью более 3000 л, автоцистернах или съемных цистернах, и транспортные средства-батареи вместимостью более 1000 л, не относящихся к типу FL. |
7.2.6. Установка на транспортных средствах, используемых для
перевозки опасных грузов, дополнительных топливных баков, не предусмотренных
заводом-изготовителем транспортного средства, запрещена.
7.3.1. На транспортных средствах, используемых для перевозки
взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых и радиоактивных веществ, должен быть
установлен один проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета, а в
регистрационные документы указанных транспортных средств должны быть внесены
соответствующие разрешающие отметки.
Проблесковый маячок устанавливается на крышу транспортного средства или над ней.
Способы крепления должны обеспечивать надежность установки на всех режимах
движения транспортного средства. При этом должна быть обеспечена видимость
светового сигнала на угол 360 градусов в горизонтальной плоскости.
Примечание: Требования пункта 7.3.1. Правил не распространяются на транспортные
средства, зарегистрированные за пределами Российской Федерации.
7.3.2. Противопожарные средства
7.3.2.1. На каждой транспортной единице, перевозящей опасные грузы, должны
находится:
- как минимум один переносной огнетушитель емкостью не менее 2 кг сухого порошка
или эквивалентное количество другого подходящего огнегасительного состава,
который пригоден для тушения пожара в двигателе или в кабине транспортной
единицы;
- как минимум один переносной огнетушитель емкостью не менее 6 кг сухого порошка
или эквивалентное количество другого подходящего огнегасительного состава,
который пригоден для тушения загоревшихся шин, тормозов или груза.
Примечание: На транспортных средствах, максимальная разрешенная масса которых
менее 3500 кг, допускается наличие одного переносного огнетушителя емкостью не
менее 2 кг сухого порошка или эквивалентное количество другого подходящего
огнегасительного состава.
7.3.2.2. Переносные огнетушители должны быть снабжены пломбой и иметь
маркировку, включающую дату истечения срока годности.
7.3.3. Прочее оборудование
Каждая транспортная единица должна быть оснащена:
- как минимум двумя противооткатными упорами на каждое транспортное средство,
размеры которого должны соответствовать весу транспортного средства и диаметру
его колес;
Примечание: Для транспортных единиц, зарегистрированных за пределами Российской
Федерации, допускается наличие одного противооткатного упора на каждое
транспортное средство.
- двумя знаками аварийной остановки по ГОСТ 24333-97;
Примечание: Для транспортных единиц, зарегистрированных за пределами Российской
Федерации, допускается наличие двух предупредительных знаков с собственной
опорой, например, светоотражающих конусов или треугольников либо мигающих
фонарей желтого цвета с автономным питанием.
- оранжевой жилеткой для каждого члена экипажа;
- одной переносной лампой для каждого члена экипажа; лампы не должны иметь
открытых металлических поверхностей, способных приводить к искрообразованию;
- средствами нейтрализации перевозимого опасного вещества, индивидуальной защиты
членов экипажа и других лиц, сопровождающих груз, и другими средства,
необходимыми для принятия дополнительных и специальных мер безопасности,
указанных в аварийной карточке.
7.3.4. Размещение рекламы на транспортных средствах, осуществляющих перевозку
опасных грузов, запрещено.
Примечание: Запрет на размещение рекламы не распространяется на транспортные
средства, зарегистрированные в государствах-участниках ДОПОГ.
7.4.1. Требования к таре и упаковке опасных грузов, а также
нанесение на них предупредительных надписей и манипуляционных знаков
определяются соответствующими нормативными правовыми актами.
7.4.2. Материал, из которого изготовлена тара и прокладочные материалы,
выбирается с учетом свойств перевозимого груза и должен быть инертным либо иметь
инертное покрытие по отношению к перевозимому грузу. Материал для тары должен
быть легко очищаемым и обезвреживаемым.
Пластмассовая тара должна быть непроницаемой для содержащегося в ней опасного
вещества, не поддаваться размягчению и не становиться хрупкой под воздействием
температур или старения.
Гофрированные и другие картонные ящики должны быть достаточно прочными и
сохранять механическую прочность при намокании.
Перевозка опасных грузов в картонных ящиках, бывших в употреблении, запрещается.
7.4.3. Стеклянные бутыли (сосуды) должны иметь плотную закупорку и помещаться в
прочные ящики, барабаны, обрешетки или упакованы в корзины с заполнением
промежутков прокладочными и поглощающими материалами. Горлышко бутыли не должно
выступать за кромку обрешетки или корзины.
7.4.4. Металлическая тара, требующая герметичного закрытия, должна запаиваться
или оборудоваться завинчивающимися пробками с прокладками и стопорами, иметь
надписи, указывающие величины пробного давления и даты проведения последнего
испытания (опробования).
7.4.5. Сосуды для перевозки жидкостей должны заполняться на 90% их емкости (для
водного аммиака и сжиженных углеводородных газов - на 85%).
7.5.1. Маркировка предусматривает следующие элементы:
- информационные таблицы, устанавливаемые на транспортных средствах;
- знаки опасности на упаковках и, в установленных случаях, на транспортных
средствах и транспортном оборудовании.
7.5.2. Информационные таблицы
7.5.2.1. Две информационные таблицы должны быть установлены в вертикальной
плоскости на каждой транспортной единице, перевозящей опасные грузы,
перпендикулярно ее продольной оси: одна - спереди, другая - сзади.
Информационные таблицы крепятся к транспортному средству с помощью устройств,
обеспечивающих их надежную фиксацию, и не должны закрывать государственные
регистрационные знаки, внешние световые приборы, выступать за габариты
транспортного средства.
Нанесение информации, предусмотренной информационной таблицей, непосредственно
на транспортное средство не допускается.
7.5.2.2. Требования к информационным таблицам, а также значения
идентификационных номеров указаны в приложении № 11 к Правилам.
Примечание: Допускается до 1 января 2003 года использование информационных
таблиц, предусмотренных Правилами перевозки опасных грузов автомобильным
транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 73.
7.5.2.3. На информационных таблицах, установленных на транспортных единицах,
перевозящих опасные вещества или изделия в упаковках, идентификационные номера
не указываются.
7.5.2.4. На информационных таблицах, установленных на автоцистернах,
транспортных средствах-батареях или транспортных средствах, перевозящих съемные
цистерны, контейнеры-цистерны, а также на транспортных средствах перевозящих
опасные грузы навалом/насыпью, должны быть указаны номера ООН соответствующих
опасных веществ или изделий и их идентификационные номера опасности.
Примечание: Идентификационные номера опасных веществ или изделий (№ ООН) указаны
в графе 1 таблицы А Правил и соответствующей строке графы 2 таблицы В Правил.
Идентификационные номера опасности указаны в соответствующей строке графы 14
таблицы А Правил. Буква "N" означает, что на информационной таблице № ООН
опасного вещества или изделия и его идентификационный номер опасности не
указываются.
7.5.2.5. Кроме информационных таблиц, устанавливаемых спереди и сзади
транспортной единицы, информационные таблицы с идентификационными номерами,
указанными в пункте 7.5.2.4., должны быть размещены параллельно продольной оси
транспортного средства:
- на автоцистернах, транспортных средствах или транспортных единицах с одной или
несколькими цистернами - на обеих боковых сторонах каждой цистерны или отсека
цистерны;
- на транспортных единицах и контейнерах, в случае перевозки навалом/насыпью -
на обеих сторонах каждого транспортного средства или контейнера.
Примечание: Для контейнеров, в которых опасные грузы перевозятся
навалом/насыпью, и для контейнеров-цистерн вместо информационных таблиц могут
использоваться самоклеящиеся этикетки, краска или другая маркировка при условии,
что применяемых в этих целях материал не будет стираться при любых погодных
условиях.
7.5.2.6. Если на транспортной единице перевозится только одно вещество, то
информационные таблицы, указанные в пункте 7.5.2.5. Правил не обязательны, если
на информационных таблицах, размещенных спереди и сзади, имеются
идентификационные номера.
7.5.2.7. Требования пунктов 7.5.2.1. - 5.5.2.6. Правил, применяются также к
порожним автоцистернам, съемным цистернам, контейнерам-цистернам, транспортным
средствам-батареям, порожним транспортным средствам и контейнерам, не прошедших
очистку.
7.5.2.8. Информационные таблицы, не относящиеся к перевозимым опасным грузам или
их остаткам, должны быть сняты или закрыты.
7.5.3. Знаки опасности
7.5.3.1. Упаковки с опасными веществами или изделия, содержащие опасные
вещества, должны иметь соответствующие знаки опасности и манипуляционные знаки,
образцы которых указаны в приложениях № 12 и № 13 к Правилам.
Примечание: Номера образцов знаков опасности указаны в соответствующей строке
графы 6 таблицы А Правил.
7.5.3.2. Порожняя неочищенная тара должна иметь те же знаки опасности, как и в
загруженном состоянии.
7.5.3.3. Знаки опасности, такие же, как знаки опасности на упаковках с опасными
веществами или на изделиях, содержащих опасные вещества, должны наноситься на:
- контейнеры - на обе боковые стороны и каждую торцевую стороны;
- КСГМГ, контейнеры-цистерны и транспортные средства-батареи - на обе боковых
стороны. Если эти знаки не видны снаружи транспортного средства, то транспортные
средства также должны иметь с обеих боковых сторон и сзади соответствующие знаки
опасности.
- транспортные средства, на которых перевозятся опасных грузы навалом/насыпью, а
также опасные грузы класса 1 или 7, автоцистерны, транспортные средства,
перевозящие съемные цистерны - на обе боковые стороны и сзади.
7.5.3.4. Требования, указанные в пункте 7.5.3.2. Правил, применяются также к
порожним автоцистернам, съемным цистернам, контейнерам-цистернам, транспортным
средствам-батареям, порожним транспортным средствам и контейнерам, не прошедших
очистку.
7.5.3.5. Знаки опасности, не относящиеся к перевозимым опасным грузам или их
остаткам, должны быть сняты или закрыты.
| Тяжеловесные, крупногабаритные грузы | Опасные грузы | Нормативные документы | Услуги | Техника покупка-продажа | Вопросы и ответы | Полезные ссылки | Обратная связь | Как нас найти |